Йога при психозах

Эффективна ли йога в качестве дополнительного лечения для лиц с шизофренией?

Йога происходит из древней Индии и включает в себя физические позы и дыхательные упражнения для создания гармонии между душой (разумом) и телом. Йога в настоящее время широко применяется в качестве метода расслабления и физических упражнений, повышения силы, гибкости, координации, выносливости, и для контроля дыхания и концентрации. Также известно, что Йога уменьшает стресс и способствует здоровью и ощущению благополучия. Йога была использована в качестве дополнительной терапии при многочисленных состояниях (проблемы со здоровьем), в том числе для улучшения контроля артериального давления, а также при проблемах психического здоровья, таких как депрессия и тревожные расстройства.

Некоторые исследования позволяют предполагать, что йога может также быть полезна в качестве дополнительного лечения, чтобы уменьшить комплекс симптомов шизофрении (например, галлюцинации, отсутствие интереса к людям и деятельности, усталость, отсутствии эмоций) и улучшить качество жизни людей с шизофренией. Йога и ее использование специально для людей с шизофренией не достаточно изучены.

В этот обзор мы включили восемь краткосрочных исследований (менее шести месяцев), в которых людей с шизофренией рандомизировали (распределяли случайным образом) либо получать сеансы йоги, либо стандартное лечения. Программы йоги, по их описанию, варьировали от 45 минут до 1 часа по длительности и от 8 сеансов максимум 36 сеансов. Мы нашли эти исследования электронным поиском в регистре клинических испытаний Кокрейновской Группы по Шизофрении в январе 2015 года. Во всех исследованиях всем участникам продолжали назначенное лечение антипсихотическими средствами.

Некоторые результаты показывают, что йога может быть полезна для людей с шизофренией. Йога может быть полезна для психического состояния, социального функционирования и качества жизни, но имеющиеся доказательства слабы и к ним следует относиться с большой степенью осторожности. Не было выявлено никаких побочных эффектов в одном клиническом испытании, в котором сообщили об этом исходе (результате). Некоторые другие важные результаты (исходы) не были рассмотрены в исследованиях, в том числе изменения в уровне познавательной функции и повседневной деятельности, и экономические соображения. В этом обзоре не было достаточных доказательств хорошего качества, чтобы утверждать, что йогу следуют предписывать в качестве дополнительного лечения шизофрении.

Доказательства были ограничены и недостаточны (слабы). Число включенных исследований было мало, они все были краткосрочны. Поэтому необходимо больше масштабных долговременных испытаний, которые были ли бы фокусированы на важных результатах (исходах).

www.cochrane.org

Противопоказания к йоге — кому нельзя заниматься йогой

Как и любой вид гимнастики, занятия йогой полезны не всем. Они имеют свои строгие противопоказания.

Асаны из йоги категорически нельзя выполнять (без предварительной консультации с врачом) при:

— психических заболеваниях, особенно шизофрении и склонности к психозам (исключение — депрессии: при депрессиях занятия йогой могут быть полезны; но лучше все-таки проконсультироваться с врачом);

— при любых острых заболеваниях внутренних органов (например, при обострении панкреатита или холецистита, при аппендиците и т. д.);

— при паховых грыжах;

— при значительно повышенном артериальном давлении, гипертонии 2-3 стадии; при значительно повышенном внутричерепном давлении;

— при тяжелых поражениях сердца, тяжелой ишемической болезни; в первые 3-6 месяцев после инфаркта миокарда;

–при пароксизмальной тахикардии, при мерцательной аритмии; при аневризме аорты и некомпенсированных пороках сердца;

— в первые 6 месяцев после инсульта;

— при инфекционных поражениях суставов: например, инфекционном или реактивном артрите;

— при тяжелых черепно-мозговых травмах и травматических повреждениях позвоночника (переломах костей позвоночника в стадии декомпенсации);

— при инфекциях головного или спинного мозга;

— при злокачественных новообразованиях (то есть при раке или саркоме);

— при тяжелых заболеваниях крови;

— их нельзя делать сразу после операций на органах брюшной полости и грудной клетки (нужно выждать 2-3 месяца);

— при простуде и гриппе, при повышенной температуре тела;

— при беременности на сроке от 3х месяцев и выше; в первые 3 месяца после родов;

женщинам в критические дни занятия тоже лучше пропустить;

— при артрозах тазобедренных и коленных суставов — коксартрозе и гонартрозе (но упражнения из Разумной йоги при этих болезнях, наоборот — полезны);

— при повреждениях менисков (но упражнения из Разумной йоги, наоборот, ускоряют восстановление травмированных менисков);

— при межпозвонковых грыжах дисков (грыжах позвоночника);

— при листезах (лестничных смещениях позвонков);

— при синдроме гипермобильности, то есть явной разболтанности суставов и позвоночника, многие асаны тоже могут быть вредны (но упражнения из Разумной йоги при этом синдроме, наоборот — полезны);

— при корешковых синдромах (заболеваниях позвоночника, при которых боль из шеи или поясницы по нервному корешку простреливает в руку или ногу);

— разумеется, нельзя делать асаны в период обострения любой болезни, не устранив предварительно острую боль (особенно это касается острой боли в шее или пояснице);

— занятия йогой также лучше прекратить в том случае, если каждый раз после занятий йогой у вас происходит ухудшение самочувствия, и такая неприятность продолжается раз за разом, сколько бы вы ни занимались — значит, либо вы что-то делаете неправильно, либо йога противопоказана вам в принципе; в таком случае, проконсультируйтесь о пользе занятий с врачом и посоветуйтесь с вашим инструктором по йоге о том, что нужно изменить в вашей персональной практике йоги.

* Авторы статьи — Лана Палей, доктор Евдокименко

Новинка! Видео: Гимнастика Ланы Палей для исправления осанки и упражнения для спины » Комплекс упражнений при сколиозе, сутулости, кифозе, остеохондрозе. Обновлено 7 января 2017 года.

www.lanapaley.ru

Путь от йоги к шизофрении изучили не со всех сторон

Европейский суд по правам человека разрешил на этой неделе дело «Матыцина против России». В нем жительница Дальнего Востока жаловалась на то, как проходил суд над ней. Ее обвиняли в незаконной медицинской деятельности – Матыцина вела занятия по йоге, а у одной из посетительниц через какое-то время диагностировали шизофрению. Сначала женщину оправдали, но дело вернули в первую инстанцию, где эксперты обвинения показали, что дыхательные упражнения – это вид терапии. От защиты же результаты экспертизы не приняли вовсе.

Предыстория

В Страсбургский суд жительница Хабаровска Вероника Матыцина обратилась в 2010 году с жалобой на неверную интерпретацию уголовного кодекса и несправедливое судебное разбирательство. Заявительница была инструктором в созданной в 1997 году негосударственной некоммерческой ассоциации «Искусство жить». Организация занималась помощью в социальной адаптации и популяризацией здорового образа жизни; ее деятельность заключалась в проведении тренировок, лекций и личных консультаций. Помимо прочего, там проводили семинары и занятия йогой, в том числе Крийя йогой – системой дыхательных упражнений. Прийти туда мог любой желающий и бесплатно позаниматься. Организацию официально зарегистрировало Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области. В 2001 году ассоциация подала прошение на получение лицензии в Комитет спорта правительства Хабаровского края, но там решили, что деятельность ассоциации не относится ни к спорту, ни к оздоровительной гимнастике, следовательно, в лицензировании не нуждается. В 2003 году «Искусство жить» прекратило свою деятельность из-за проблем с финансированием.

Весной 2002 года тренинги ассоциации стала посещать С.Д. (полное имя в документах ЕСПЧ отсутствует), студентка 3-го курса. Постепенно она перешла на ежедневные посещения, соблюдая данные ей в «Искусстве жить» советы относительно диеты и домашних упражнений на дыхание. Занятия были бесплатными, но ученица добровольно пожертвовала 700 руб. Вероника Матыцина выступала в роли инструктора на базовом курсе. По окончании этого курса С.Д. предложили продвинутый курс под названием «Вечность», где был другой инструктор, она согласилась и продолжила занятия на новом уровне.

Постепенно С.Д. стала испытывать психиатрические проблемы. Ее мать, человек крайне религиозный, сочла виновной в ухудшении здоровья дочери ассоциацию, которую она считала сектой. По словам матери С.Д., девушка стала страдать от галлюцинаций, отдалилась от семьи, а ее успеваемость в университете резко снизилась. Несколько раз девушку госпитализировали. Первоначальный диагноз был «реактивный психоз», потом он несколько раз менялся, а к 2009 году врачи решили, что у больной шизофрения.

В июле 2003 года следователь МВД Хабаровского края в связи с расследованием случившегося поговорил с С.Д. Она сообщила, что ассоциация получала деньги от участников, что программа состояла из дыхательных техник, прослушивания записей с музыкой и голосом гуру и других практик, которые девушка охарактеризовала как «промывание мозгов». Примерно тогда же ее состояние изучила группа психиатров и пришла к выводу, что психические нарушения С.Д. связаны с ее тренировками в ассоциации.

После этого Институт судебной медицины дважды проводил экспертный осмотр С.Д., однако оба раза эксперты лично не встречались с ней и делали свои заключения на основе истории болезни. Им не удалось однозначно определить, являлась ли деятельность «Искусства жизни» медицинской, но, по их мнению, она в любом случае негативно повлияла на физическое и психическое состояние девушки.

В 2004 году было проведено еще одно исследование, в ходе которого эксперты должны были снова определить, является ли деятельность ассоциации медицинской. Один из специалистов дал на этот счет отрицательный ответ. Согласно его заключению, только дыхательные упражнения можно было отнести к медицине, однако ассоциация не использовала их в терапевтических целях, следовательно, признать их относящимися к медицинской деятельности нельзя. Другой эксперт, однако, посчитал, что раз такие тренировки по существу являлись терапией, значит, ассоциация занималась как раз медицинской деятельностью, для которой требовалась лицензия. Еще одно экспертное мнение признало практики ассоциации народной медициной, для которой также нужна была лицензия. В том же году Веронике Матыциной официально предъявили обвинения по пункту 1 статьи 235 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей уголовную ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии, причинившей вред здоровью человека. В качестве максимального наказания этот пункт устанавливает лишение свободы сроком до трех лет.

В 2004 году защита получила заключения четырех экспертов из Красноярского государственного медицинского университета. Они провели исследование 118 участниках «Искусства жить» и пришли к выводу, что тренировки имели исключительно положительное влияние на испытуемых. Было ли приложено письменное мнение этих экспертов к делу, неизвестно. В просьбе адвоката Матыциной провести дополнительное расследование следователь отказал, аргументируя это тем, что все необходимые исследования уже проведены.

В июле 2007 года защита приложила к делу экспертное мнение из Дальневосточного государственного медицинского университета, расположенного в Хабаровске. В этом заключении профессор университета критиковал мнения экспертов обвинения и указывал на то, что дыхательные упражнения встречаются и в йоге, и во многих боевых искусствах, поэтому медицинской техникой не могут быть признаны. Он также выразил сомнение, что участие в курсах ассоциации возымело негативное воздействие на психику С.Д., и предположил, что как раз психологические проблемы привели ее туда. Защита также получила из Москвы мнение Независимой ассоциации психиатров России. Эта экспертная группа раскритиковала методы составления имеющихся в деле заключений со стороны обвинения и назвала их «ненадежными и неполными».

Дело Матыциной рассматривал Центральный районный суд г. Хабаровска. Признанная потерпевшей, С.Д. на судебных заседаниях не присутствовала из-за риска, что это может повредить ее психическому состоянию. Выслушав показания свидетелей со стороны обвинения и защиты и рассмотрев доказательства и экспертные заключения, суд 23 июля 2007 года подсудимую оправдал. По мнению суда, Матыцина не знала о том, что некоторые ее действия можно отнести к медицинской практике и что они могут повредить инструктируемой. Деятельность «Искусства жить» суд признал не связанной с медициной.

Обвинение обжаловало решение в Хабаровский краевой суд, который, сославшись на недочеты в процедуре судебного разбирательства, отменил оправдательный приговор и вернул дело в Центральный районный суд г. Хабаровска. Еще до вынесения нового решения потерпевшая обратилась в суд с просьбой прекратить процесс, поскольку конфликт между нею и заявителем был улажен, однако ей отказали. Было принято решение провести еще одну экспертизу, но этого так и не случилось, поскольку эксперты, которым поручили ее, посчитали, что предоставленных материалов для каких-либо выводов недостаточно. В 2009 году судью, который вел это дело, по неизвестным причинам заменили, в результате разбирательство пришлось начать заново. Не все эксперты появились в зале суда в ходе слушаний. Долго велись споры о необходимости еще одной экспертизы, но в итоге судья решил, что доказательств достаточно и дополнительных исследований не требуется. Показания свидетелей защиты он счел неубедительными, а мнения экспертов защиты не засчитал, так как они были получены по собственной инициативе защиты и вне зала суда. В декабре 2009 суд признал Веронику Матыцину виновной в незаконной медицинской деятельности, повлекшей негативные последствия для пациента, и приговорил к двум годам лишения свободы, однако отбывать наказание ей не пришлось из-за истечения срока давности. Адвокат Матыциной подал апелляцию в Хабаровский краевой суд, но там нарушений в процедуре на этот раз не усмотрели и отклонили жалобу.

Позиция заявителя

Вероника Матыцина признала, что не имеет медицинского образования, что являлась тренером С.Д. и что после обоих курсов у ее ученицы были проблемы со здоровьем. Однако она отрицала, что эти проблемы спровоцировала деятельность ассоциации «Искусство жить». По ее мнению, они были следствием жизненных обстоятельств, не относящихся к работе ассоциации. Заявитель также указала на то, что другие члены семьи С.Д. тоже проходили психиатрическое лечение, и обратила внимание на религиозность матери потерпевшей. По мнению Матыциной, верующая женщина, с одной стороны, давила на своих детей, а с другой – была склонна несправедливо обвинять во всех бедах ассоциацию «Искусство жить» как организацию нехристианскую.

Матыцина выразила уверенность, что практики ассоциации нельзя считать медицинскими. Более того, Министерство юстиции неоднократно проверяло деятельность организации и ничего противозаконного не обнаружило. Все курсы были рассчитаны не на терапевтическую помощь, а на содействие в достижении социальной и психологической гармонии, открытие смысла жизни и т.д. – для этого лицензии не нужно. Заявитель также пожаловалась, что С.Д. без достаточных оснований не пустили в зал суда, в связи с чем сторона защиты не могла ее допросить. Матыцина посчитала, что были нарушены пункты 1 и 3 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей справедливое судебное разбирательство и равноценную состязательность обеих сторон. В качестве возмещения нематериального ущерба она потребовала 30 000 евро, а на компенсацию судебных издержек – 11 350 евро.

Позиция государства

На жалобу заявительницы по поводу отсутствия потерпевшей в зале суда правительственные юристы ответили, что от участия в слушаниях С.Д. предостерегли врачи из опасения, что это может иметь негативное воздействие на ее здоровье. С заявлением о том, что разбирательство было несправедливым, ответчик не согласился. Сторона РФ указала на то, что и обвинению, и защите были предоставлены равные права представить законно добытые доказательства и свидетелей. Двух свидетелей защиты суд выслушал и учел их мнения при вынесении приговора. Претензии Матыциной в части возмещения судебных издержек государство сочло необоснованными.

Решение ЕСПЧ

Относительно жалобы заявителя на отсутствие в суде С.Д., из-за чего защита не смогла ее допросить, ЕСПЧ решил, что это обстоятельство не нарушило прав защиты. Закон предусматривает предоставление суду показаний свидетеля не только при личном его присутствии и допросе в зале суда, но и в письменном виде. Причина для отсутствия потерпевшей в суде была достаточно веской – риск для здоровья. Несмотря на то что показания С.Д., приложенные к делу, были получены без участия стороны защиты, Матыцина не возразила против основных пунктов этих показаний, следовательно, защита могла потребовать от С.Д. разъяснений лишь в деталях, и такие показания были бы мало значимы для дела. Таким образом, в деле не было нарушения пункта 3 статьи 6 Конвенции, где утверждается право обвиняемого на равные возможности для допроса свидетелей как для обвинения, так и для защиты.

Страсбургский суд обратил внимание на то, что экспертные заключения во время предварительного исследования проводила только сторона обвинения, поскольку Матыцина на тот момент еще не имела статуса обвиняемой, а это ущемляет права защиты. К тому же во время судебных заседаний присутствовали не все эксперты, что лишило защиту возможности допросить некоторых специалистов, снабдивших следствие важными показаниями. Еще одним нарушением прав защиты был отказ суда в просьбе о проведении дополнительного экспертного исследования. Защита не имела возможности противопоставить мнению экспертов обвинения или следствия аналогичные заключения со своей стороны. Поэтому, несмотря на то, что суд выслушал несколько свидетелей защиты, ЕСПЧ пришел к выводу, что равенство прав защиты и обвинения не соблюдалось, а это значит, что был нарушен пункт 1 статьи 6 Конвенции о праве на справедливое судебное слушание.

Поскольку жалоба заявительницы была удовлетворена лишь частично, суд обязал государство выплатить Матыциной 4000 евро в качестве компенсации нематериального ущерба. Аналогичную сумму Матыцина получит в счет судебных издержек.

www.sclj.ru

Йога может быть лекарством от шизофрении и гиперактивности

Под таким заголовком несколько лет назад вышел ряд сообщений в электронных СМИ и сети интернет. То ли журналисты преувеличили значение события, послужившего поводом для этой информации, то ли ошиблись переводчики, но об официальном признании такого «лекарства от шизофрении» речи не шло изначально.

Шизофрения и йога

А событие заключалось в том, что профессора психиатрии Мурали Дорайсвами и Мира Баласубраманиам из частного исследовательского Университета Дьюка в городе Дарем (Северная Каролина, США) заявили, что упражнения йоги можно применять для лечения некоторых разновидностей психических расстройств, в том числе – шизофрении, депрессии, синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ), бессонницы.

Уже сам список перечислений расстройств наводит на размышления: в один ряд ставятся бессонница, которая может быть симптомом любого из вышеперечисленных заболеваний, с такими тяжелыми формами психогенных патологий, как депрессия и тем более – шизофрения, этиология и патогенез которых до сих пор до конца не изучены. Профессора же утверждают, что лечить эти патологии с использованием йогических упражнений воможно даже без применения других методов – медикаментозной, психотерапевтической, физиотерапии.

Такое заявление ученые сделали на основании анализа нескольких десятков научных исследований, посвященных изучению влияния йоги на различные когнитивные проблемы, нарушение в режиме питания и отклонения психики. По признанию самих профессоров, они сосредоточили свое внимание лишь на нескольких аспектах здоровья человека. По их словам, занятия йогой положительно сказываются на лечении всех видов психических расстройств, но не оказывает такого же положительного воздействия при расстройстве пищеварения и при патологиях других органов.

Признавая, что такой анализ не может считаться окончательным, ученые предполагают, что йога оказывает на организм такое же воздействие, как и антидепрессанты, влияя на синтез нейротрансмиттеров – гормонов головного мозга, передающих информацию между нейронами и регулирующих главные функции организма, влияя при этом на его состояние. Наиболее известные гормоны этой группы – серотонин, норадреналин, дофамин и др.

На основании этого утверждения ученые сделали следующий вывод: «Занятия йогой показывают положительный результат даже в случае отказа от применения традиционных методов лечения. Однако врачебное сообщество если и рекомендуют использовать йогу, то только как вспомогательную терапию, предоставляя главную роль традиционным методам лечения».

Лечение шизофрении йогой – мнение известного психотерапевта

Отечественные психиатры и психотерапевты не отрицают положительное влияние йоги на восстановление душевного равновесия после интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. Это известный факт, доказанный веками и тысячами приверженцев во всем мире этой уникальной практики духовного, физического и психического развития.

«Никто не спорит, что йога помогает человеку расслабиться, способствует релаксации и отдыху, — говорит кандидат медицинских наук Василий Чахава. – Но заявление о том, что шизофрения излечивается с помощью йоги, — это чересчур смелый вывод, который не имеет никакого доказанного обоснования.

Шизофрения – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется:

  • эмоциональными расстройствами;
  • неадекватным поведением;
  • проявлениями психоза.

При этом интеллектуальная деятельность находится в норме, сознание больного не нарушено. Но при отсутствии лечения и продолжительном течении патологии происходит ухудшение памяти и внимания, — это я наблюдаю уже в течение более 20-ти лет клинической практики. Полагаться при этом тяжелейшем заболевании на йогу – не просто неправильно, это угроза здоровью и жизни больного.

Антипсихотические препараты при шизофрении – это не все методы лечения. Хорошо показывает себя поддерживающая психотерапия – как индивидуальная, так и групповая.

Шизофрения – это ведь проблема не только самого больного. Психиатр или психотерапевт работают также и с родственниками пациента, чтобы они поняли, в каком состоянии находится близкий им человек, это помогает решать проблему совместно.

Практикующееся в йоге некое погружение в транс и воздействие при этом на мозг и психическое состояние в принципе противопоказано для больных шизофренией.

А вот психически здоровым людям йога принесет гораздо больше пользы, особенно тем, кто нуждается в интеллектуальном, эмоциональном и физическом отдыхе».

Можно ли заниматься йогой при шизофрении – мнения школ йоги

Многие современные школы не воспринимают понятие йоги в качестве терапевтического метода, поскольку для руководителей, учителей и учеников это образ жизни, а не набор физических упражнений для тела. Руководители и представители школ считают, что страдающие шизофренией не смогут осознать психологию йоги и остальные ее аспекты.

В большинстве школ шизофрения и некоторые другие психические заболевания являются абсолютным противопоказанием для занятия йогой. Это не дискриминация, а ответственное отношение. Один из самых авторитетных специалистов по йоге в постсоветском пространстве, кандидат физико-математических наук Андрей Сафронов высказался по этому поводу так: «Неэтично пытаться помогать людям, если ты не понимаешь природу их проблемы и не располагаешь должным инструментарием».

Специалисты Центра здоровья психики «Неопси» обладают всем необходимым инструментарием для помощи людям с психогенными расстройствами – знаниями в области психотерапии, владением всеми современными методиками психотерапевтического воздействия и высокой компетентностью в передовой психофармакологии.

Применение этого инструментария пока единственно возможный на сегодняшний день способ помочь людям, страдающим от серьезных психических расстройств.

Звоните нам по указанному телефонному номеру или записывайтесь на консультацию через сервисы сайта. Мы не обещаем чуда мгновенного исцеления, но сделаем все возможное, чтобы вы смогли радоваться полноценной жизни.

www.neopsy.ru

Йога при психозах

27 июля 2014 г., 12:33

Полтора года я занималась восточными практиками: йогой, медитацией и тайцзи-цюань. Через год после начала занятий у меня прямо на занятиях стали происходить панические атаки. Преподаватель вообще никак это не комментировал. После очередного занятия началось сильное головокружение, устойчивые предметы стали казаться шатающимися, и казалось, что я вот-вот выйду из тела. Весь мир поплыл. Страшно было стоять, сидеть, лежать. Появился жуткий страх любых помещений с закрытыми окнами. Не могла зайти в ванну вообще. Всё время казалось, сейчас упаду. Я прекратила занятия и стала посещать врачей: эндокринолога, невролога, терапевта, кардиолога, мануального терапевта, гинеколога. Все они назначали мне анализы и исследования, но в результате говорили, что я абсолютно здорова. Потом появились непонятные истерики, я могла в любой момент разрыдаться и долго не могла успокоиться, сутки или больше.
Направили к психиатру, который сказал, что у меня все признаки острого маниакально-депрессивного психоза.
Месяц я провела в психушке.
После выписки понадобилось еще несколько месяцев нейролептиков и антидепрессантов на то, чтобы убрать фобии и сам психоз.
Хочу вас предостеречь от любых занятий восточными практиками: медитаций, йоги, восточных единоборств и т.п. Это небезопасно.
В интернете размещена куча информации о том, что якобы всё это стабилизирует психику, но мало кто пишет о том, что есть куча противопоказаний и что это может привести к психическому расстройству, которое поддается лечению с большим трудом.
С работы в офисе мне пришлось уйти.
Есть люди, которые долго занимаются йогой, и с ними всё нормально. Но уверены ли вы, что эти люди останутся здоровыми и в дальнейшем и что с ними ничего не произойдёт? Уверены ли вы, что вы окажетесь именно таким человеком, которому йога и медитация не принесёт вреда?
Не ведитесь на зазывные заголовки «Йога и медитация спасает от всех проблем». Это не так.

27 июля 2014 г., 17:12

Автор, у вас просто врожденная шизофрения и йога, естественно, тут ни при чем. и то что вы уже пролежали в дурке — означает, что вы всю жизнь теперь будете туда возвращаться.

У меня нет шизофрении. Мой диагноз с ней никак не связан. И не факт, то я буду возвращаться в больницу. Возможна ремиссия на всю жизнь.

27 июля 2014 г., 17:14

Странно про противопоказания такие читтаь. Знаю одну женщину (сумасшедшая, но психушки удавалось всю жизнь избегать) и ее дочь 28 лет ( а вот дочь в психушке уже живет), и они обе ходят на йогу и медитацию в Брахма кумарис. Это что же получается, там такие беспринципные проходимцы сидят, что за бабки готовы даже с психами заниматься, на равне со здоровыми?

Абсолютно беспринципные. Тоже столкнулась с абсолютным цинизмом. Никого из тренеров не волнует, что будет с тобой после этих занятий. И помочь они потом не могут.

Да им главное заработать на чужих проблемах. Как и всякие тренинги личностного роста калечат человека ради наживы

27 июля 2014 г., 17:16

Ну автор. А как же по-вашему расширяется сознание? Какая вообще цель была занятий?

На первое занятие я попала случайно — подарили сертификат. Понравилось, стала продолжать ходить. Вот как-то так.

m.woman.ru