Основные расстройства личности

Расстройство личности — типы личностных расстройств

Согласно результатам международного исследования ВОЗ расстройства личности встречаются у 6.1% населения. При этом чаще всего страдают мужчины. Расстройство личности связано с резкой выраженностью определённых её свойств. Такая выраженность приводит, как правило, к глубоким переживаниям, конфликтам в обществе и нарушению работоспособности. Отклонения от здоровой психики при этом связаны не с наличием каких–то специфических свойств личности, а с их резкой выраженностью и доминированием.

Расстройство становится отчётливым с приближением подросткового возраста и продолжается всю жизнь. В более раннем возрасте выявление расстройства личности представляется затруднительным, поскольку имеется выраженное многообразие проявлений, нечёткость клиники и высокая ситуационная зависимость.

Принято выделять следующие основные типы личностных расстройств:

Шизоидное расстройство личности встречается у 7–7,5% населения, при этом у мужчин в 2 раза чаще.
Проявляется: эмоциональной холодностью, отчуждённостью; ограниченной способностью испытывать тёплые чувства или гнев по отношению к окружающим; равнодушием к похвале или критике со стороны окружающих; слабым желанием сексуальных отношений или их отсутствием; предпочтением уединённой деятельности; склонностью к фантазиям и самонаблюдению; систематическим неумышленным игнорированием доминирующих социальных норм.

Люди с таким типом личностного расстройства редко или никогда не получают удовольствия. Основная черта этих людей – замкнутость. Наблюдается малая способность к сопереживанию (эмпатии) и интуиции, плохо развитое невербальное понимание окружающих (умение «читать между строк» и т.п.). Внутренний мир этих людей закрыт для других.

Параноидное расстройство личности встречается у 0,5–2,5% населения, чаще у мужчин. Имеется наследственная предрасположенность к этому расстройству.
Проявляется: чрезмерной чувствительностью к препятствиям и отказам; подозрительностью, тенденцией к враждебном истолкованию действий других людей (приписывание окружающим злых намерений); неоправданными подозрениями в сексуальной неверности в отношении супруга (полового партнёра).

Люди с параноидным расстройством легко обижаются и реагируют вспышками агрессии, не обладают чувством юмора. У них возможны односторонние стойки идеи, которые берут верх над рассудком и держатся на протяжении длительного времени.

Диссоциальное расстройство личности встречается у 3% мужчин и 1% женщин. В местах лишения свободы, лица с данным типом личностного расстройства составляют 47% среди мужчин и 21% женщин. К данному расстройству имеется наследственная предрасположенность.
Проявляется: равнодушием к чувствам других; безответственностью и пренебрежением социальными нормами и обязанностями; низкий порог разряда агрессии и насилия; неспособность поддерживать взаимоотношения с другими людьми, при отсутствии затруднений в их установлении; неспособность испытывать чувство вины, сожаления; выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему антисоциальному поведению.

Основная черта таких людей – устойчивое антиобщественное поведение с игнорированием прав окружающих. Диссоциальное расстройство личности проявляется повышенной агрессивностью и длительной историей грубых нарушений социальных норм.

Истерическое расстройство личности встречается у 2–3% населения, в основном среди женщин. Имеется наследственная предрасположенность.
Проявляется: театральностью и преувеличенным выражение эмоций; неадекватным подчёркиванием своей сексуальной привлекательности во внешнем виде и поведении; лёгкой внушаемостью; повышенной озабоченностью внешней привлекательностью.

Основная черта таких людей — жажда признания, поиск внимания окружающих. Из этих лиц нередко формируются патологические лгуны, аферисты, прорицатели, шарлатаны. Для удовлетворения жажды признания используются все возможности, включая хвастовство, эксцентричность в одежде, авантюризм, ложь. Невнимание к ним, особенно равнодушие, является их самым уязвимым местом.

Зависимое расстройство личности встречается редко, составляют около 2,5% от всех расстройств личности, чаще развивается у женщин.
Проявляется: перекладыванием на других большей части важных решений в своей жизни; чувством беспомощности и дискомфорта в одиночестве; чрезмерным страхом неспособности к самостоятельной жизни; страхом быть покинутым человеком, с которым имеется тесная связь; ограниченной способностью принимать повседневные решения без советов и подбадривания со стороны других лиц.

Основная черта этих людей – неуверенность в себе и низкая самооценка. Женщины зависимого типа долго живут с мужчинами, злоупотребляющими алкоголем, изменяющими, терпя побои и унижения. Зависимые личности боятся одиночества и не ограничивают социальные контакты.

Тревожное расстройство личности наблюдается у 0,05–1% населения. В детстве эти люди часто испытывали оскорбления со стороны родителей и после этого долго чувствовали себя виноватыми. Недостаток комфорта и защиты в детстве также способствует развитию данного расстройства. Проявляется: постоянным чувством напряжённости, тяжёлыми предчувствиями; повышенная озабоченность критикой или неприятием со стороны других людей; убеждённостью в своей социальной неспособности и непривлекательности по сравнению с другими; нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантии понравиться; уклонением от деятельности, связанной с частыми межличностными контактами; ограничение жизненного уклада из–за потребности в физической безопасности.

Основная черта таких людей – робость, застенчивость. Они очень восприимчивы и впечатлительны, их очень легко обидеть. Люди с таким расстройством стараются избегать межчеловеческих отношений, за исключением самых необходимых. В отличие от шизоидов, в кругу близких друзей люди с тревожным расстройством довольно общительны.

Ананкастное расстройство личности встречается у 1–2% населения, значительно чаще у мужчин. Среди предрасполагающих факторов отмечают: наследственность, воспитание жёсткими и рациональными родителями, которые прививают детям постоянный контроль над собой, дисциплинированность и взрослое поведение. Проявляется: наличием преувеличенного самомнения; подверженностью фантазиям о грандиозном успехе, неограниченной власти, красоте или идеальной любви; убеждённостью в своей особенности; потребностью чрезмерного поклонения и восторгов; склонностью к эксплуатации других людей для достижения собственных целей; отсутствием рефлексии (способности сострадать, понимать чужие чувства); завистливостью к окружающим и убеждением, что другие завидуют ему; высокомерием, надменностью.

Эмоционально–лабильное расстройство личности бывает двух типов. Импульсивный тип встречается редко, преимущественно среди мужчин. Проявляется: тенденцией к совершению неожиданных поступков без учёта последствий; склонностью к конфликтному поведению; склонностью к приступам гнева или насилия и неспособностью контролировать поведение; трудностями в деятельности, которая не сулит немедленного вознаграждения; нестабильным, капризным настроением.

Основной чертой расстройства являются эпизоды потери контроля над агрессивными импульсами. Приступ агрессии возникает при явно неадекватной причине для такого поведения.

Пограничный тип встречается у 1–2% населения, причём у женщин в 2 раза чаще, чем у мужчин. Название расстройства обусловлено представлением о промежуточном положении между невротическими, аффективными, личностными расстройствами и шизофренией. Имеется наследственная предрасположенность к этому расстройству. До 70% людей, имеющих данное расстройство, подвергались в детстве сексуальному насилию.

Расстройства личности могут остро возникать при различных заболеваниях: эндокринные болезни (гипотиреоз, гипертиреоз и пр.), артериит, системная красная волчанка. При В12–дефицитной анемии (см. Витамин В12) возможно появление зависимого или импульсивного, при болезни Вильсона – зависимого, после инфаркта миокарда – тревожного, хроническая почечная недостаточность может спровоцировать развитие импульсивного расстройства личности.

zalogzdorovya.ru

Расстройства личности у детей

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

arbat25.ru

Основные расстройства личности


Лекция № 1
Когнитивная ТИПОЛОГИЯ расстройств ЛИЧНОСТИ

Личностные расстройства — весьма распространенный вид заболеваний, требующих психотерапевтического лечения. Они «произрастают» на почве определенной структуры личности, получаемой при рождении. Нет «плохих» типов личности — есть удачные или неудачные условия их развития, приводящие к гармонии и счастью, с одного конца шкалы возможностей данного индивида, или же к трагедии или психическому заболеванию, с другого конца. Обычным является некое промежуточное состояние, но если оно склоняется к «плохому» концу шкалы, так, что ваши личностные особенности причиняют сильное беспокойство или вред вам или окружающим — это повод для обращения к врачу. А дело врача — поставить для начала правильный диагноз, и если это, действительно, личностное расстройство, классифицировать его в целях эффективного лечения.

Одной из основных является когнитивная классификация расстройств личности [1] (другая — психоаналитическая), в которой выделяют 9 когнитивных профилей и соответствующих расстройств. Только читайте спокойно! Помните, что: (a) чистых типов в природе не бывает; (b) тип — еще не расстройство; (с) личностные расстройства лечатся и, наконец, (d) личностное расстройство может быть только у личности, а быть Личностью — почетное право каждого Человека. Преодолейте расстройство (если оно есть) и извлеките максимум пользы из своего типа личности. Но врага-расстройство надо знать в лицо. Итак:

1. Избегающее расстройство личности. Люди такого типа хотели бы сблизиться с другими, но боятся быть отвергнутыми.
Представление о себе: неприспособленный, некомпетентный. «Я плохой, никчемный, непривлекательный». «Я не могу терпеть неприятные чувства».
Представление о других: Потенциально критичные, незаинтересованные, унижающие.
Стратегия: избегать ситуаций, в которых их могут оценивать.
Эмоции: сочетание тревоги (по поводу возможной оценки) с печалью (результат избегания: отсутствие близких отношений и успехов).

2. Зависимое расстройство личности. Этим нужна «опора»: без нее они чувствуют себя слабыми и беспомощными. Таким образом,
представление о себе такое же как у «избегающих» (слабый, некомпетентный), но
представления о других иные — зависимая личность ориентирована на «опекуна»: заботливого, одобряющего, компетентного. При наличии подходящего опекуна зависимая личность «расцветает» и способна действовать очень эффективно.
Стратегия , естественно, найти опекуна и привязать его к себе.
Эмоции: тревога из-за возможного разрыва с «действующим» опекуном, которому может надоесть эта роль.

3. Пассивно-агрессивное расстройство личности. Такой человек требует «свободы», но не справляется с ней; жалуется на «власть», но жаждет ее одобрения.
Представление о себе: самодостаточен, но уязвим к внешнему воздействию. С одной стороны «невыносимо быть под контролем», а с другой — «мне нужно, чтобы власть защищала, одобряла и поддерживала меня».
Представление о других: надоедливые, требовательные и — одновременно — способные к заботе и приятию.
Стратегия: скрытая оппозиция.
Эмоции: сдержанный гнев при пассивном подчинении «власти» — тревога в ожидании ответных репрессий.

4. Обсессивно-компульсивное расстройство личности. Название происходит от слов obsession (одержимость, навязчивая мысль) и compulsion (принуждение). Представитель этого направления — серьезный человек, для которого слова «контроль» и «должен» перевешивают все остальные.
Представление о себе: ответственный — за себя и за других. Но за этой «сильной» установкой часто прячется страх некомпетентности и беспомощности, и единственное противоядие от этого страха — строгое следование своду правил, разрабатываемых на все случаи жизни.
Представление о других: коротко — разгильдяи.
Стратегия: максимальный контроль над собой (разработка правил, самокритика) и другими (требование соблюдения правил, и неодобрение/наказание в случае невыполнения).
Эмоция: сожаление (о несовершенстве природы человека) и разочарование (в малой эффективности исправительных мер).

5. Параноидное расстройство личности. Не пугайтесь! Это не то, о чем вы подумали (бред преследования и т.д.), это только цветочки. Параноидные личности пока только не доверяют другим, но делают это с размахом.
Представление о себе: добродетельный, но «со мной плохо обращаются». Представление о других: заблуждающиеся, склонные к обману и подвохам (ну как таким доверять!)
Стратегия: будь начеку! (Во время сталинщины параноидальным мышлением была заражена вся страна; это пример наведенного, навязанного когнитивного профиля, причем в массовом масштабе).
Эмоция: гнев по поводу предполагаемых злоупотреблений.

6. Антисоциальное расстройство личности. Такая личность сама устанавливает «правила игры». Он (она) — одинокий волк (или волчица), и вполне доволен этим.
Представление о себе: одинокий, независимый, сильный.
Представление о других: лохи (подавляющее большинство) или такие же хищники.
Стратегия: от хитроумного манипулирования и мошенничества до прямого грабежа и насилия.
Эмоция: гнев по поводу того, что другие имеют то, что он/она, несомненно, гораздо больше заслуживает.

7. Нарциссическое расстройство личности. Помните миф о прекрасном юноше Нарциссе, отвергнувшем любовь нимфы Эхо и погибшим над собственным речным отражением? Для «нарцисса», как и для «волка» тоже правила не писаны, но к людям они относятся гораздо мягче, коль скоро другие — зеркало, способное отразить все великолепие нарцисса.
Представление о себе: я особый и уникальный, я выше общепринятых правил. Но в глубине — сомнение в своем великолепии, и поэтому нарциссам все время требуется подтверждающее восхищение других.
Представление о других: зеркало оно зеркало и есть. Помните, что сделала с говорящим зеркалом царица у Пушкина? Не злите нарцисса! Его стратегия — заставить вас восхищаться; его основная
эмоция — гнев , если вы не восхищаетесь. Если вы делаете это настойчиво и обоснованно, сломленный нарцисс впадает в депрессию.

8. Шизоидное расстройство личности. И снова — не пугайтесь! Многие великие были шизоидами: до неких пределов отстраненность и замкнутость способствуют творчеству. Все дело в дозировке одиночества и во внутреннем богатстве отстраняющейся (на время!) личности. В случае же расстройства —
Представление о себе: самодостаточный одиночка.
Представление о других: навязчивые, ограничивающие.
Стратегия: держаться на расстоянии, поскольку попытки других приблизиться угрожает разрушением.
Эмоция. Шизоиды не склонны впускать в свой внутренний мир других, поэтому создается впечатление, что у них нет сильных чувств; для всех, кого «впустили» очевидна печаль как следствие изоляции.

9. Гистрионное расстройство личности. А вот у этих основная эмоция — радость , потому что их
представление о себе: обаятельный, впечатлительный и заслуживающий внимания.
Представление о других: впечатляемые, чувствительные, восхищающиеся. Немного похоже на нарциссов, но «истерические» (hysterious) личности не холодны к окружающим: они вступают с ними в теплые, хотя часто непродолжительные, отношения.
Стратегия: находиться в центре внимания, давать и получать радость. Если эта стратегия по объективным причинам не реализуется, тогда любым способом (вплоть до истерики) достигать желаемого, воздействуя на чувства. А чувства — материя нежная и трудно управляемая. Поэтому
сопутствующая эмоция у гистрионно-нарушенных личностей — затаенное чувство тревоги , которое сменяется гневом и печалью , когда срываются их планы немедленно осчастливить себя и все человечество.

Теперь — практические занятия с помощью Винни-Пуха и его друзей [2]. Итак, Who is Who в Лесу?

Пятачок — лучший друг Винни-Пуха — маленькое, слабое, боязливое существо. Способен, однако, к активным действиям, даже к смелым поступкам, но лишь при поддержке своего сильного друга, который с радостью воздает ему должное:
«О храбрый, храбрый Пятачок!
Дрожал ли он? О нет, о нет!»
(из оды Винни-Пуха на героический «полет» Пятачка к ящику «Для писем и газет» — см. историю о Буре в Лесу). Несомненно, зависимый тип, но какой симпатичный!
«— Ой, сказал Пятачок. — Ведь я. мне кажется, я немножко дрожал. Конечно, только в начале. А тут говорится: « Дрожал ли он? О нет, о нет! » Вот почему я спросил.
— Ты дрожал про себя, — сказал Пух, а для такого Маленького Существа это даже храбрее, чем совсем не дрожать.»

Кролик. Постоянно при деле: он отвечает за все. «Все предвещало, что у Кролика будет опять занятой день. Едва успев открыть глаза, Кролик почувствовал, что сегодня все от него зависит и все на него рассчитывают. Это был как раз такой день, когда надо было, скажем, написать письмо (подпись — Кролик), день, когда следовало все проверить, все выяснить, все разъяснить и, наконец, самое главное — что-то организовать.» Конечно, обсессивно-компульсивный тип. Как, впрочем, и Сова, в которой Кролик чувствует родную душу:
«— Сова, — сказал Кролик деловито, — у нас с тобой есть мозги. У остальных — опилки. Если в этом Лесу должен кто-то думать, а когда я говорю «думать», я имею в виду думать по-настоящему , то это наше с тобой дело». Однако Сова, в отличие от Кролика, явно демонстрирует внутреннюю ущербность своего типа: она совсем не такая грамотная, как представляется:
«И вот он вымыл горшок и вытер его досуха, а Сова тем временем мусолила кончик своего карандаша и думала, как же пишется слово «Поздравляю».
— Пух, а ты умеешь читать? — спросила она не без тревоги в голосе.»
Но неблагодарный народ не ценит усилий своих наставников. Кролик, например, из сил выбивался, выводя его из тумана, но от него отделались, а потом:
«— Пух. — закричал Пятачок, дрожа от волнения. — Ты разве знаешь дорогу?
— Нет, — сказал Пух. — Но у меня в буфете стоит двенадцать горшков с медом, и они уже очень давно зовут меня. Я не мог как следует их расслышать, потому что Кролик все время тараторил. Но если все, кроме этих двенадцати горшков будут молчать, то я думаю, Пятачок, я узнаю, откуда они меня зовут. Идем!»

Вспомнишь Тигру — и рот до ушей. Верный признак гистрионной личности, которая поглощает и излучает радость. Правда, иногда столь активно, что возникает желание ее «укротить», чтобы не «выскакивал». Если помните, Кролик в целях укрощения Тигры потребовал «потерять» его в тумане — но потерялся сам и был спасен тем же Тигрой, который, конечно, не мог оставить друга в беде:
«И все это время Тигра носился по лесу, громко рыча, чтобы скорее найти Кролика.
И наконец, очень Маленький и Грустный Кролик услышал его. И этот Маленький и Грустный Кролик кинулся на голос сквозь туман, и голос неожиданно превратился в Тигру: в Доброго Тигру, в Большого Тигру, в Спасительного и Выручательного Тигру, который выскакивал — если он вообще выскакивал — гораздо лучше всех Тигров на свете.
— Милый Тигра, как же я рад тебя видеть! — закричал Кролик.»

Маленький дружок Тигры, Крошка Ру демонстрирует явные черты нарциссизма :
«— Вы видели, как я плаваю? — пищал Ру в восторге, пока Кенга вытирала его. — Пух, ты видел, как я плаваю? Вот это называется плавать! Кролик, ты видел, что я делал? Я плавал! Эй, Пятачок! Пятачок, слышишь? Как ты думаешь, что я сейчас делал? Я плавал! Кристофер Робин, ты видел как я. »
Но ведь он так мал! Умеренный нарциссизм естественен для ребенка; личность выходит за пределы нормы только если в процессе взросления не прощается постепенно с тенденцией ставить себя в центр Вселенной. И вообще, детям «взрослые» личностные диагнозы обычно не ставят.

Иа-Иа самый сильный образ, неизменно трогающий детские сердца: бедный ослик! А бедный, потому что так одинок. А одинок, потому что шизоид .
«Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинешенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?». И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он, собственно, думает.»
Но до серьезного расстройства личности ему все-таки далеко. Во-первых, потому что умеет радоваться:
«Иа-Иа, увидев горшок, очень оживился. — Вот это да! — закричал он. — Знаете что! Мой шарик как раз войдет в этот горшок!
— Что ты, что ты, Иа, — сказал Пух. — Воздушные шары не входят в горшки. Они слишком большие. Ты с ними не умеешь обращаться. Нужно вот как: возьми шарик за вере.
[. ] Но Иа-Иа ничего не слышал. Ему было не до того: он то клал свой шар в горшок, то вынимал его обратно, и было видно, что он совершенно счастлив!»
Во-вторых, потому что — на свой лад — он общается и намерен совершенствоваться в этом направлении:
«— Ты сам виноват, Иа. Ты же никогда ни к кому из нас не приходишь. Сидишь как сыч в своем углу и ждешь, чтобы все остальные пришли к тебе. А почему тебе самому к нам не зайти?
Иа задумался.
— В твоих словах, Кролик, пожалуй, что-то есть, — сказал он наконец. — Я действительно пренебрегал законами общежития. Я должен больше вращаться. Я должен отвечать на визиты.»
Но это будет непросто для Всех-Всех-Всех из-за параноидной составляющей личности Иа-Иа. Так, когда Сова нечаянно оторвала и унесла с собой хвост Иа, а Винни-Пух обратил его внимание на потерю, реакция ослика была такова:
«— Это вполне естественно, — грустно сказал Иа-Иа. — Теперь все понятно. Удивляться не приходится.
— Ты, наверное его где-нибудь позабыл, — сказал Винни-Пух.
— Наверно, его кто-нибудь утащил. — сказал Иа-Иа. — Чего от них ждать! — добавил он после большой паузы.»
А когда Тигра, чихнув, нечаянно сдул Иа в реку, тот оценил ситуацию так:
«— Я сам об этом все время спрашиваю, медвежонок Пух. Даже на самом дне Реки я не переставал спрашивать себя: «Что это — дружеская шутка или обдуманное нападение?» И когда я всплыл на поверхность, я ответил себе: «Мокрое дело». Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду.»

Избегающая личность представлена второстепенным персонажем — Сашкой Букашкой, тем, который думал, что видел однажды ногу Кристофера Робина, но был в этом не вполне уверен (см. также историю с открытием Северного полюса: СБ на несколько дней зарылся в землю, потому что подумал, что это ему все говорят: «Тс-с»).

Пассивно-агрессивная и антисоциальная личности присутствуют виртуально — в образах злокозненной парочки Буки-Бяки и ужасного Слонопотама. Винни-Пух с Пятачком выслеживали их — но безрезультатно. Ясно, что такие типы плохо вяжутся с милым обществом, собравшимся в Лесу, где всем и так хватает забот с Тигрой и Иа-Иа.

Итак, остались три персонажа: Кристофер Робин, Кенга и сам Винни-Пух. Они, к счастью, не обладают личностными чертами, чреватыми патологией. Кристофер Робин — нормально взрослеющая личность, которая с естественной грустью вырастает из детства, но не прощается с ним:
«— Пух, когда я буду. ну, ты знаешь. когда я уже не буду ничего не делать, ты будешь иногда приходить сюда?
— Именно я?
— Да Пух.
— А ты будешь приходить?
— Да, Пух, обязательно. Обещаю тебе.»

Кенга — нормальная мама , которая дарит своей любовью всех детей, даже не очень-то похожих на них внешне:
«И Кенга очень ласково сказала: «Ну что ж, милый Тигра, загляни в мой буфет и посмотри — что тебе там понравится». Ведь Кенга сразу поняла, что, хотя с виду Тигра очень большой, он так же нуждается в ласке, как и Крошка Ру.»

Наконец, Винни-Пух. Нормальным его, пожалуй, не назовешь, хотя бы из-за склонности к нарушению пищевого поведения («Мишка очень любит мед. Отчего? Кто поймет?»), а также к стихоплетению. Но Поэт — категория особая. Естественная рефлексия стихами — отличный способ сохранения душевного здоровья. Хорошо живет на свете Винни-Пух!

Занятие провела Е. Чечеткина с использованием КНИГ

[1] «Когнитивная психотерапия расстройств личности»
под ред. А. Бека и А. Фримена (Спб, Питер, 2002) и
[2] «Винни-Пух и Все-Все-Все» Милна-Заходера (М, Астрель, 1996),

а также ИЛЛЮСТРАЦИЙ Алисы Поретт (первая, цветная) и
Эдуарда Назарова (все остальные, черно-белые) из сайта
vinnie-the-pooh.ru.

Для закрепления материала рекомендуется практическое занятие.


Copyright © 2003-2018 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

www.psy-analyst.ru