Программа по заиканию школа

Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Аннотация: В данной статье мы хотим поделиться опытом работы по коррекции заикания с детьми школьного возраста.

Среди учащихся школ с ОВЗ все чаще встречаются дети с заиканием. Заикающиеся школьники нуждаются в своевременной и систематической логопедической помощи. Заикание определяется, как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок в своей речи начинает употреблять целые фразы.

Заикание не всегда у ребенка проявляется сразу же. Обычно родители некоторое время замечают, что в речи появились какие-то изменения: он по несколько раз повторяет первые звуки или слоги в словах (и-и-и-игрушка, ма-ма-ма-мамочка) или же делает внезапную остановку в начале или в середине слова и фразы. Дыхание у ребенка становиться коротким, неровным, прерывистым, в связи, с чем ему трудно говорить. Не только речь, но и движения ребенка становятся скованными, напряженными.

В большинстве случаев родители, обратив внимание на странности в речи ребенка, успокаивают себя тем, что он не может еще сразу найти слова, которые хочет сказать или просто шалит. Однако, с стечением времени речь ребенка ухудшается все чаще и чаще, в словах появляются повторение слогов или внезапные остановки.

Ребенок, начавший заикаться, иногда сопровождает свою речь рядом непроизвольных движений: подергиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, покачиванием туловища, движением рук и ног. Обычно ребенок сам начинает чувствовать затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шепотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.

Изменяется и поведение ребенка. Он становиться раздражительным, капризным, пугливым. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторониться детей, предпочитает одиночество. Чем больше заикающийся ребенок стремиться избежать затруднений в речи, тем меньше ему это удается, и он тяжело переживает недостатки в своей речи.

Так как логопедические группы формируются по схожести речевых нарушений, то часто для детей с заиканием логопедические занятия проводятся индивидуально. Логопед в процессе обследования устанавливает причины и характер заикания, определяет темп речи ребенка, изучает его речевое окружение, время возникновения заикания, выясняет реакции самого ребенка на заикание, выявляет недостатки звукопроизношения, уровень общего речевого развития.

На результативность логопедических занятий влияет тип нервной системы ребенка. При слабом типе нервной системы, даже самая незначительная неблагоприятная ситуация может привести к срыву. Чрезмерная подвижность, неуравновешенность, нервная неустойчивость и впечатлительность ребенка, естественно, будут мешать формированию спокойной, неторопливой речи.

Эффективность преодоления заикания зависит, прежде всего, от степени сложности заикания, наличие сопутствующих нарушений, время возникновения заикания.

Не нужно также забывать, что логопедические занятия — это только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка. Направленное и активное лечение (медикаментозное, физиолечение) положительно влияет на успешность проведения речевых занятий.

На эффективность устранения заикания влияет также речевое развитие ребенка. Недостатки речи, задержка развития затрудняют процесс устранения заикания.

Важно отметить, что в процессе логопедических занятий устранение заикания может идти не ровно, возможны срывы, т.е на каком-то этапе занятий у ребенка вдруг возникают речевые спазмы. Но срывы возможны и после законченного курса занятий. Это может быть связано с теми причинами, которые были перечислены выше.

Полученные на логопедических занятиях навыки правильной речи необходимо закреплять. В случае, если по какой-либо причине речь ребенка внезапно ухудшится, речевые занятия снова следует восстановить.

Для успешного преодоления заикания необходимо, чтобы все логопедические занятия строились по принципу систематичности и последовательности.

Цель : устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи, оздоровления и укрепления нервной системы и всего организма в целом.

  • На первом этапе заикающемуся ребенку предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, произношение заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.
  • На следующем этапе ребенок упражняется в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии сюжетных картин или пересказывает прослушанный текст.
  • Заключительным этапом ребенку предоставляется возможность закрепить приобретённые навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми. Логопедическая работа включает в себя просмотр дидактических материалов, диафильмов, работу над поделками.
  • Часто приходиться отмечать значительные различия в речи на логопедических занятиях и в школе, дома, при общении со сверстниками. Наиболее трудным, для заикающегося ребенка, являются ответы на уроках. Зная это, логопед пытается помочь ребенку. На занятиях проговаривается материал, с которым ребенок будет выступать в школе. Логопед практически работает над будущим ответом в классе по принципу подготовки пересказа в целом: чтение текста, уточнение слов и понятий, вопросы по содержанию, план высказывания, пересказ.

    В своей работе мы достаточно эффективно используем современные методики и технологии.

    Например, оздоровительная технология «БОС-Здоровье», направленная на формирование у ребенка правильного физиологического дыхания, одной из составляющих в работе с заикающимися детьми. Коррекционная логопедическая программа «Игры для Тигры». Специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм. И эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы. Приёмы мнемотехники. Данные программы позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, другие позволяют слышать себя с задержкой на доли секунды, третьи заглушают голос фоновыми шумами, четвёртые позволяют на экране «увидеть» собственную речь, а самые эффективные из программ понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.

    Также на занятиях используем книги, игрушки, настольные игры.

    Хороший эффект при устранении заикания дают дыхательные упражнения, когда ребенок учится произносить 4-5 слов на выдохе, пропевать и прокрикивать целые фразы. Дыхательные упражнения позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом и кроме этого, являются дополнительным методом релаксации. Дыхательные упражнения сочетаются с упражнениями по развитию моторики и координации речи с движением.

    Как оценивается речь заикающегося после логопедических занятий?

    Речь у ребенка во всех условиях свободная. Он самостоятельно и уверенно использует приобретенные навыки правильной речи. Но бывают и незначительные остаточные явления. Ребёнок свободно говорит на логопедических занятиях, но в сложных бесконтрольных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания. Другими словами, навыки правильной речи и поведения у него закреплены недостаточно прочно, несмотря на хорошую речь на логопедических занятиях. К значительным остаточным явлениям заикания следует отнести также случаи, когда логопедическая работа с ребенком не дала видимых результатов.

    В заключении хотелось бы сказать, что только тесное содружество родителей, логопеда, учителей, медиков обеспечит успех логопедической работы.

    Список использованных источников:

    1. Богданова Е.В., Буянов М.И., Калошина Т.В. и др. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы- М.: Просвещение, 1989 г.
    2. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: уч. пособие для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 г.
    3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»- М.: Просвещение, 1989 г.
    4. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. Пособие для логопедов. М., Просвещение, 1978 г.
    5. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов.- М. Просвещение, 1980 г.

    logoportal.ru

    Рабочая программа по коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием условий сенсорной комнаты «Мир детства»

    Разделы: Логопедия

    Пояснительная записка. Программа составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии, с учетом требований Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. В ее основе лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста, условий, которые помогли бы малышам использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой. Предлагаемая система работы с заикающимися детьми рассчитана на дошкольников 3-5-го года жизни. Новизна программы определяется ориентировкой на максимально раннее оказание коррекционной помощи, т.е. начало логопедической работы в период, когда заикание из инициального не превратилось в закрепившееся (не позднее 2-х месяцев). Программа по коррекции заикания “Мир детства” представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована логопедами, дефектологами, педагогами, работающими с заикающимися детьми, а также их родителям.

    Для реализации программы требуется тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую у дошкольников игровую деятельность, с учетом отсутствия у дошкольника 2-4 лет понимания значимости речи. Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается неврологом, психиатром, физиотерапевтом, психотерапевтом, клиническим психологом, врачом ЛФК. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей 3-5-го года жизни.

    В ходе реализации программы “Мир детства” заданная цель достигается путем решения следующих задач: устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения; в процессе формирования техники нормативной речи улучшить состояние дыхательной функции; совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме; закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка; снизить уровень эмоционального напряжения; способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию моторики; создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы; провести профилактику рецидивов заикания.

    Не выходя за рамки комплексного клинико-психолого-педагогического подхода к коррекции заикания, реализация Программы “Мир детства” предполагает избирательное использование средовых воздействий Сенсорной комнаты, мобилизующих резервные возможности нервной системы ребенка. В ходе решения всех поставленных задач мультисенсорная среда используется как дополнительный инструмент коррекции, повышающий эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение физического, психического и речевого здоровья ребенка.

    Организация коррекционно-развивающих логопедических занятий с заикающимися детьми в условиях Сенсорной комнаты способствует: снижению уровня мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия за минимальное время; активации различных функций центральной нервной системы, организации межанализаторного взаимодействия с целью устранения (или ослабления) судорожного компонента речевого нарушения, совершенствования просодической стороны речи; созданию положительного эмоционального фона, повышению мотивации к проведению мероприятий по формированию и закреплению техники нормативной речи; стимуляции формирующихся сенсорных функций, созданию условий, способствующих преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию двигательных функций; обеспечению условий для активного, полноценного сотрудничества ребенка и его родителей с логопедом в процессе коррекционной работы.

    Принципы построения программы. Мультидисциплинарность в оказании помощи ребенку. Логопед организует содружественную работу команды специалистов (невролога, физиотерапевта, психотерапевта, клинического психолога, инструктора ЛФК), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающегося, решающих каждый в своем ключе единые коррекционные задачи (лечебная составляющая направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная – на выработку и закрепление правильных речевых навыков).

    Расширенная клинико-психолого-педагогическая диагностика с составлением индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

    Инвариантность использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания. Программа позволяет составить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом возраста ребенка, формы заикания (невротическое, неврозоподобное, смешанное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики.

    Общедидактические принципы: системности (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у дошкольников, а также структуру дефекта); дифференцированности (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием); постепенности (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности); наглядности; комплексности; информированного согласия и активного сотрудничества с семьей.

    Тематическое планирование коррекционно-развивающей логопедической работы с заикающимися детьми 3-5-го года жизни

    Ориентировочное кол-во занятий для детей 3-го года жизни

    Ориентировочное кол-во занятий для детей 4-го года жизни

    Ориентировочное кол-во занятий для детей 5-го года жизни

    Содержание разделов Программы.

    1. Охранительный речевой режим .Предполагает организацию режима ограничения речи на фоне проведения лечебно-оздоровительных мероприятий с целью ослабления судорожного компонента речевого нарушения. Включает также эмоциональную стимуляцию, активацию умения выражать свои чувства невербальными способами, создание условий для развития моторики, развитие предпосылок правильной речи (подражательности, слухо-двигательных и зрительно-двигательных координаций, зрительного и слухового сосредоточения, слухо-речевого и речедвигательного внимания и памяти).
    2. Формирование речевого дыхания. Основная задача – снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, улучшение состояние дыхательной функции. Предполагает дифференциацию ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха; формирование артикуляционно-дыхательных координаций; элементарную тренировку речевого дыхания (накопление слогов (слов), произносимых на одном выдохе). Работа над формированием речевого дыхания с дошкольниками 2-4 лет продолжается в течение всего курса реабилитации и не предполагает выработку нижнедиафрагмального типа дыхания, но создает условия для улучшения состояние дыхательной функции в ходе игрового подражания.
    3. Формирование техники нормативной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы. Главная задача – снятие локальных напряжений мышц артикуляторного и голосового аппарата, дисфонических расстройств, формирование слитного произнесения. Включает обучение рациональной голосоподаче и слитному голосоведению, развитие мелодических характеристик голоса, формирование артикуляторно-голосовых координаций. Дошкольники 3-го и 4-го года жизни через игровое подражание обучаются подаче голоса на мягкой атаке, приёмам голосоведения, т. е. слитного произнесения длинного ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Это умение в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы. Дошкольникам 5-го года жизни доступна произвольная регуляция голосоначала и голосоведения.
    4. Развитие просодической стороны речи происходит в ходе активизация и закрепления развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале. Воспитанию плавной слитной бессудорожной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы сопутствует развитие интонационно-выразительной стороны речи: мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы); темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз); ритма (чередование ударных слогов); тембра (эмоциональная окраска голоса). Совершенствование интонационных характеристик высказывания происходит в ходе развития связной речи ребенка путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной). Все задания включаются в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а, следовательно, и интонационной выразительности. Дети 3-го года жизни действуют по образцу, на 4-м и 5-м году жизни доступно выполнение заданий в соответствии с инструкцией: “Расскажи потешку медленно”.
    5. Развитие координации и ритмизации движений. Основная направленность – нормализация состояния моторных функций заикающихся, поскольку общепризнано, что речедвигательная функция зависит от развития общей моторики, а для выразительности речи необходима максимальная раскованность (естественность) движений, а также преодоление неречевых расстройств. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется в системе двигательных упражнений во время ЛФК.
    6. Регуляция эмоционального состояния. Основная задача снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения через обучение способам расслабления конечностей по контрасту с напряжением и по представлению; обучение способам расслабления мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением, использование элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Дети 3-го и 4-го года жизни обучаются релаксации по контрасту с напряжением, 5-го – по контрасту с напряжением и по представлению, а также с использованием элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Для регуляции эмоционального состояния дошкольников 3-5-го года жизни неоценима роль Сенсорной комнаты, где с помощью различных элементов обстановки создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности.

    Сотрудничество логопеда с семьей ребенка в процессе коррекционной работы. На предварительном этапе происходит оценка уровня родительской мотивации в плане сотрудничества. Информационный этап включает обсуждение результатов стартовой клинико-психолого-логопедической диагностики ребенка, формирование позитивной установки семьи на участие в занятиях, формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми. Этап решения индивидуальных коррекционно-развивающих задач предполагает участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, в решении его непосредственных задач по преодолению заикания, заложенных в индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутах и групповой коррекционной программе. Рефлексивный этап ориентирован на обсуждение итоговой диагностики, качественную оценку результатов проведенного коррекционного воздействия, определение алгоритма дальнейших действий.

    Ожидаемые результаты. По окончании интенсивного курса коррекции заикания у детей должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; развитие экспрессивной речи ребенка; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; совершенствование моторики; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.

    Комплектация подгрупп. Форма и режим проведения занятий. Логокоррекционная работа с заикающимися детьми проводится в форме подгрупповых занятий. Подгруппы формируются с учетом возраста детей, формы заикания (невротическое, неврозоподобное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики. Учитывая возрастные особенности и социальный статус, предусматривается время на адаптацию детей к помещению и группе сверстников. По окончании каждого занятия для родителей логопатов проводится объяснение домашнего задания с дополнительным показом приёмов работы, если это необходимо. Сопутствующие заиканию речевые нарушения коррегируются на индивидуальнах занятиях, предусмотренных в коррекционно-развивающем маршруте. Группы малочисленные (не более 4-х человек), закрытого типа. Присутствие родителей на занятиях обязательно (они активно участвуют в коррекционно-развивающей работе). Периодичность занятий – не менее 2-3-х раз в неделю. Каждое занятие повторяется 2-3 раза, в зависимости от успешности освоения материала детьми (сохраняются задачи, варьируется дидактический материал). Один курс коррекционных занятий, таким образом, продолжается не менее 3 месяцев. Занятия проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты. По результатам динамического наблюдения и итогового обследования команда специалистов решает вопрос о необходимости повторных курсов коррекции, поддерживающих микрокурсов, определяет их объем и продолжительность.

    Этапы реализации Программы.

    1. Этап реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения. От первого периода к последующим меняется роль, в которой выступает оборудование сенсорной комнаты. На первом этапе ему принадлежит роль основного средства снижения речевой нагрузки, расслабления, создания эмоционально благоприятного фона для занятий, так как трудно подобрать более действенный инструмент для решения поставленных задач. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворённости, способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и ребенком. Занятия данного периода проводятся в сенсорной комнате с использованием ее “релаксационного” блока.
    2. Этап формирования техники нормативной речи.Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи. В процессе формирования техники нормативной речи условия сенсорной комнаты становятся главным оптимизирующим инструментом для подачи артикуляционно-дыхательных и артикуляционно-голосовых упражнений (используется “активационный” блок сенсорной комнаты
    3. Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики. В этот период коррекционно-развивающей работы, как и во время закрепления навыков организованной речи, сенсорная комната выполняет роль дополнительного инструмента, повышающего эффективность проводимых в ней мероприятий. Условия “живой сказки” как нельзя лучше подходят для организации игрового сюжета, который является самым продуктивным для подачи материала коррекционных занятий дошкольникам 3-4-5-го года жизни.
    4. Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой игровой деятельности, в играх-драматизациях знакомых сказок, при пересказе (с демонстрацией) доступного текста), развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих
    5. Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на использование в логопедических целях поэтапного включения и дальнейшей синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств

      .Мониторинг реализации Программы. По окончании интенсивного курса коррекции оценивается состояние речи ребенка по сравнению с исходным (перед началом курса коррекции) по ряду параметров, содержащих основные пароксизмы заикания: форму и локализацию судорог, степень выраженности заикания, проявление судорог в разных формах речи, а также констатируются изменения в состоянии дыхательной функции, просодического компонента речи, моторики, экспрессивной речи ребенка, его коммуникативных возможностей. Делается вывод о создании условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств, для закрепления в семье положительных результатов коррекционной работы.

      Непосредственный результат коррекционной работы по программе “Мир детства”: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения – в 85% случаев; снижение в значительной степени частоты, силы, длительности судорог – в 15% случаев. Отдаленный результат – не менее 75% детей с абсолютно нормальной речью в любых ситуациях общения, 10% детей со стойким значительным улучшением речи, у которых наблюдаются отдельные запинки в момент волнения и плавная речь в моменты спокойствия, 10% – со значительным улучшением речи, 5 % – рецидивы.

      По окончании курса коррекционных мероприятий, предусмотренных программой “Мир детства” наблюдается: улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе) в 100% случаев; совершенствование просодического компонента речи в 100% случаев; развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка в 100% случаев; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения в 100% случаев; совершенствование моторики в 100% случаев; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания в 95% случаев.

      Практика организации коррекционно-развивающих логопедических занятий с заикающимися детьми в условиях мультисенсорной комнаты показывает:

      1. Средовые воздействия релаксационного блока сенсорной комнаты, мобилизующие резервные возможности нервной системы ребенка, способствуют максимально быстрому снижению уровня мышечного и психоэмоционального напряжения.
      2. Использование активационного блока сенсорной комнаты способствует организации межанализаторного взаимодействия с целью устранения (или ослабления) судорожного компонента речевого нарушения, совершенствования просодической стороны речи заикающегося ребенка.
      3. Положительный эмоциональный фон, сопровождающий пребывание ребенка и его родителей в условиях сенсорной комнаты, способствует повышению мотивации ребенка к проведению мероприятий по формированию и закреплению техники нормативной речи, созданию условий для активного вовлечения его родителей в коррекционно-развивающий процесс, а также создает атмосферу, способствующую укреплению родительско-детских отношений.
      4. Стимуляция в ходе коррекционно-развивающих занятий формирующихся сенсорных функций создает условия, способствующие преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств.
      5. Неповторимая по эмоциональности восприятия, мультисенсорная комната создает оптимальные условия для коррекции заикания, всестороннего гармоничного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
      6. Обстановка сенсорной комнаты идеально подходит для использования в ходе курса коррекции заикания ведущей у дошкольников игровой деятельности.
      7. Оборудование сенсорной комнаты обеспечивает активное, полноценное сотрудничество ребенка с логопедом в процессе коррекционно-развивающей работы.
      8. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai