Высокофункционального аутизма синдром аспергера

Почему так трудно жить с «высокофункциональным» аутизмом?

Спектр аутизма очень широк. Если представить его в виде радуги (или кривой нормального распределения), то вы заметите, что значительная часть людей в спектре не относятся к тому или иному краю — они где-то посередине. Конечно, в данный исторический момент у нас нет доказательств, что БОЛЬШИНСТВО людей в спектре аутизма «где-то посередине», но очевидно, что СМИ, как правило, уделяют внимание только двум крайностям аутизма — случаям самой тяжелой инвалидности и самым высокофункциональным людям.

Если посмотреть на аутизм глазами журналистов, то высокофункциональный аутизм — это толпа эксцентричных гениев. Часто упомниются Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, а также актеры Дэн Акройд и Дэрил Ханна. Другими словами, речь идет о людях, которые просто сильно выделяются на фоне окружающих. Однако в реальной жизни понятие «высокофункциональный аутист» редко соседствует с такими эпитетами как «гений», «бизнес-магнат» и «звезда Голливуда».

На самом деле, интеллект людей с высокофункциональным аутизмом может быть ничуть не выше, чем у их типичных сверстников. И у них может полностью отсутствовать мотивация добиваться общественного признания, которая в свое время заставила Билла Гейтса искать инвесторов, а Эйнштейна — опубликовать статью.

Они также могут испытывать значительные трудности в повседневных делах, трудоустройстве или личной жизни, и это часто приводит к заниженной самооценке. Эти проблемы во многом усугубляются тем, что окружающие постоянно реагируют на них с недоумением или возмущением. Причина в том, что во многих ситуациях люди с высокофункциональным аутизмом «сходят за нормальных», и от них не ожидают нестандартного поведения или реакций.

Кроме того, от людей с более тяжелым аутизмом обычно никто не требует «просто взять себя в руки и вести себя нормально» в сложных для них ситуациях, но от людей из более высокой области спектра часто ждут ровно этого.

Наконец, люди с высокофункциональным аутизмом, как правило, прекрасно осознают собственные трудности и могут очень переживать из-за негативной реакции других людей.

Вот лишь несколько типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом (включая тех, у кого диагностирован синдром Аспергера), которые часто встают на их пути к успеху и счастью:

Сильно выраженные сенсорные нарушения. Люди с высокофункциональным аутизмом, так же как и все люди в этом спектре, подвержены нарушениям обработки сенсорной информации. Это может включать как небольшую, так и сильно выраженную гиперчувствительность к шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям. На практике это означает, что даже очень одаренный и красноречивый человек может быть полностью неспособен зайти в переполненный ресторан, сходить в кино или выдержать поход в супермаркет, на стадион или в другие общественные места.

«Социальная слепота». В чем разница между вежливым приветствием и легким флиртом? Как понять, что ты говоришь слишком громко? Когда можно говорить о личных проблемах или интересах, а когда от этого лучше воздержаться? Когда важно прекратить делать то, что тебе нравится, и сосредоточиться на потребностях другого человека? У большинства людей возникали проблемы с ответами на эти вопросы, но если у вас высокофункциональный аутизм, то они могут превратиться в непреодолимые преграды на пути к общению, трудоустройству и романтическим отношениям.

Тревожные расстройства и депрессия. Тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональные нарушения гораздо чаще встречаются у людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом. Мы не знаем, приводит ли аутизм к этим расстройствам, или это просто естественные последствия частых неудач и социального отвержения. Но в чем бы ни была причина, эмоциональные расстройства могут инвалидизировать сами по себе.

Нехватка навыков планирования своих действий. Навыки, которые мы используем для самоорганизации и планирования своей жизни называются исполнительными функциями. Они позволяют нейротипичным взрослым планировать наперед свой распорядок дня, заметить, что шампунь скоро кончится, и купить еще по пути домой, или спланировать работу над сложным долгосрочным проектом. У большинства людей с высокофункциональным аутизмом есть очень сильные нарушения исполнительных функций. В результате, им крайне сложно справляться с бытовыми делами, малейшие изменения в привычном распорядке могут стать для них катастрофой и так далее.

Проблемы эмоциональной регуляции. Вопреки распространенному мнению люди с аутизмом не страдают от нехватки эмоций. Более того, люди с аутизмом могут стать слишком эмоциональными в неподходящей ситуации. Представьте подростка, рыдающего из-за изменений в планах, или взрослую женщину, у которой началась истерика, потому что машина не завелась. Это примеры типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом, которые могут быть очень успешны, но ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях без неожиданных препятствий.

Проблемы с изменениями и переходами. Многим нейротипикам бывает сложно адаптироваться к переменам, но для людей с высокофункциональным аутизмом это проблемы на совершенно ином уровне. Как только установилась привычная и комфортная рутина, люди с аутизмом по большей части хотят сохранить эту рутину навсегда. Аутичный взрослый может ходить с друзьями каждую среду есть начо без каких-либо проблем, но идея сходить вместо этого в четверг за куриными крылышками может вызвать приступ паники и даже злости.

Трудности с восприятием устной речи. Человек с высокофункциональным аутизмом может быть готов справиться с данным ему заданием просто блестяще, но если инструкции были даны ему устно, то есть риск, что он просто не сможет им следовать. Например, если полицейский скажет «оставайтесь в машине и передайте мне ваши документы», человек с аутизмом может разобрать только «оставайтесь в машине» или только «передайте документы». То же может относиться к инструциям в классе, в кабинете врача или на рабочем месте. Как вы можете догадаться, это часто приводит к самым разнообразным трудностям, начиная от проблем с полицией до непредумышленных ошибок на работе.

Как вы могли убедиться, термин «высокофункциональный» значит именно это. Однако это не значит, что высокофункциональный аутизм — это «легкий» диагноз. Близким, работодателям, учителям или другим людям, которые взаимодействуют с людьми в высокой части спектра аутизма, важно помнить, что аутизм — это аутизм.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfundbel.ru

Ответы на некоторые из часто задаваемых вопросов о РАС

Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?
Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий [классический] аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Винг, 1996). Следующее описание «триады нарушений» адаптировано из Джордана (1997):

Социальное взаимодействие — нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.

К примеру: может не участвовать в социальном взаимодействии кроме как ради удовлетворения непосредственных нужд; может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями; может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других; может иметь мало эмпатии или не иметь её вовсе.

Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.

К примеру: может не развить речь; может использовать речь только для описания нужд; может говорить свободно, но испытывать трудности с пониманием полного смысла, стоящего за высказыванием; может быть крайне буквальным в интерпретации речи; может не распознавать интонации речи других; может говорить монотонно; может иметь трудности с каждым из видов смены очереди в разговоре; может не идентифицировать жесты и язык тела как часть коммуникации.

Мысли и поведение — ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие «ролевых игр».

К примеру: может негативно реагировать на любые изменения в распорядке или окружении; может следовать набору схем ритуалов; может иметь трудности с формированием мысленных представлений о том, как что-нибудь будет выглядеть; могут отсутствовать богатые воображением игры; может иметь затруднения с разграничением реальности и вымысла; может реагировать негативно, если не соблюдаются правила.

В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности; сопротивления изменениям; перенесения навыков из одного окружения в другое; ранимости; обработки сенсорной информации; бедности диеты и/или еды; координации; сна; приведения себя в порядок; организации и планирования.

В чём различие между [классическим] аутизмом, высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера?
Диагноз высокофункционального аутизма даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки. Диагноз синдрома Аспергера даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки или задержки речи.

Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, следовательно, имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут всё ещё испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения и речи и коммуникации.

В дополнение к триаде нарушений люди с синдромом Аспергера имеют связанные с ними трудности, включающие: слишком точное или стереотипное использование языка; ограниченные навыки невербальной коммуникации (выражения лица, жесты); социальную нечувствительность; специальные интересы, которые не соотносятся с заинтересованностью слушателя.

Мой ребёнок иногда закрывает уши/прищуривает глаза и испытывает неприязнь к некоторым запахам
Многие дети с РАС имеют сенсорные проблемы. Некоторые дети гиперчувствительны (повышенно чувствительны) и будут стараться блокировать стимуляции. Другие гипочувствительны (пониженно чувствительны) и будут требовать стимуляции. Дети могут часто колебаться между этими двумя вариантами.

Обычные признаки включают: хождение на кончиках пальцев, зажимание ушей, вращение, раскачивание, протестные реакции на запахи и вкус, неприязнь к касанию кожей определённых материалов, нюхание пальцев, непереносимость прикосновений, избегание связанных с балансированием действий, нелюбовь к темноте или яркому свету, влечение к свету, двигание пальцами или предметами перед глазами, любовь к вибрации, недостаточную или избыточную реакцию на тепло/холод/боль, любовь к давлению, к обтягивающей одежде, жевание и лизание предметов.

Что такое центральное согласование?
Центральное согласование — существующая в настоящее время психологическая теория, впервые описанная Утой Фрит. Это процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации.

Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.

Слабость центрального согласования может вызывать много трудностей, например: затруднения с перенесением навыков, изученных в одном окружении, в другое; затруднения с составлением из чего-либо целого и проведением связей; затруднения с пониманием событий; знакомое окружение может не узнаваться при приближении с непривычного направления; настаивание на однообразии; сложности с идентифицированием относящейся и не относящейся к делу информации от органов чувств.

Что такое модель психического?
К возрасту 3-4 года типично развивающиеся дети начинают узнавать, что другие люди имеют мысли и чувства, отличные от их собственных. Знание об этом позволяет детям истолковывать мир через понимание действий людей. Мы понимаем действия других людей, будучи в состоянии думать об их убеждениях, желаниях, намерениях и эмоциях.

Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.

Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).

К примеру: неспособность предсказывать поведение других; неспособность понимать планы других на будущее; неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других; затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других; не отвечание при разговоре; следование собственной последовательности операций.

Что такое функции программирования и контроля?
Функции программирования и контроля дают возможность планировать сложные когнитивные задачи. За функции программирования и контроля ответственны лобные доли мозга. Они включают такую деятельность как: планирование достижения цели; придерживание стратегии достижения этой цели; отсутствие отвлечения на другие близкие, но неверные отклики. Важными в данном случае являются способность думать о последовательности событий и их распорядке, гибкость мышления и действий и общее представление о причинах и следствиях.

Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля. Общие проблемы касаются: самоорганизации и организации принадлежностей; планирования; определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи); последовательных размышлений; импульсивности.

Что вызывает расстройства аутического спектра?
Точные причины расстройств аутического спектра пока неизвестны, однако исследования указывают на важность генетических факторов (Гиллберг, К. и Коулман, М., 1992). Маловероятно, что будет обнаружен единичный ген аутизма, и, по оценкам, может быть задействован по меньшей мере десяток генов. Другие факторы могут касаться беременности/родов; быть биологическими, нейрохимическими/мозговой химии, неврологическими (связанными с мозгом).

Можно ли вылечить РАС?
РАС — первазивное нарушение развития; это означает, что оно влияет на все аспекты развития ребёнка. Расстройство аутического спектра в настоящее время представляет собой пожизненное состояние.

Какие преимущества есть у людей с РАС?
Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.

Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали; являются конкретными и логичными мыслителями; очевидно честны; прекрасные визуальные ученики; перфекционисты; обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности «саванта».

Представленный выше материал — сокращённый перевод текста «Autism Pack».

www.aspergers.ru

Высокофункциональный аутизм: печать гения или жизнь с осложнениями

Опубликовано 2 Фев 2017 13:14 © Женская доля

Аутизм — врожденный недуг, возникающий в результате нетипичного развития головного мозга, определяющей чертой которого является очевидный дефицит социальных коммуникаций, общения, зацикленность интересов и действий. Проще говоря, аутист – человек живущий не в социуме, а «в себе».
Существует несколько классификаций аутизма. В одной из них болезнь подразделяют на «низко» — «средне» – и «высокофункциональный» аутизм. Принято считать, что высокофункциональная форма аутизма снабжает человечество гениями, но так ли это? Насколько легко жить людям с таким диагнозом? И одинаково ли проявляется недуг у мужчин и женщин?

Признаки высокофункционального аутизма

Высокофункциональный аутизм отличают от классического наличием большего набора функций:

  • При классическом аутизме наблюдаются значительные речевые проблемы. Ребенок не говорит, не понимает значение слов и обращенную речь. Требуется сложная работа по обучению его простым вербальным коммуникациям. При высокофункциональном варианте может наблюдаться незначительная задержка речи. Затем ребенок овладевает нормальным словарным запасом.
  • Классический аутизм часто сопровождается задержкой умственного развития. При втором варианте – умственное развитие может быть даже выше нормы. Дети вовремя овладевают познавательными навыками, имеют достаточные знания об окружающем мире.
  • Если к совокупности симптомов не присоединяется гиперактивность, диагностировать аутичное расстройство могут ближе к школьному или даже к подростковому возрасту. Поведение детей не вызывает тревоги, поэтому некоторые несоответствия списываются на невоспитанность или индивидуальные особенности ребенка. И только растущие коммуникационные проблемы показывают, что ребенок – аутист.

    Дети с классическим аутизмом, с набором низких функций на момент рождения и начала наблюдения при целенаправленной работе постепенно переходят в разряд высокофункциональных аутистов. Функции развиваются, если их подтягивают искусственно. Помогают специальные занятия и незначительное медикаментозное сопровождение, активизирующее мозговую деятельность .

    Почему им сложно?

    Глядя на людей с диагнозом «высокофункциональный аутизм», обычно замечают только их преимущества. Особенно после того, как была выдвинута гипотеза о том, что Билл Гейтс, Винсент Ван Гог, Альберт Энштейн, Исаак Ньютон, а из женщин Вирджиния Вульф и Дерил Ханна относятся к их числу. На самом деле, все не так радужно. Справляться с жизнью аутистам значительно сложнее, чем остальным.

    Несмотря на внешнюю кажущуюся приспособленность к окружающей среде, им так же тяжело взаимодействовать с миром, как и остальным аутистам. У них сходные реакции на кризисные ситуации, что нередко удивляет окружающих, думающих, что они имеют дело с обычными людьми. Реакции удивления и недоумения от коллег, близких и знакомых дополнительно травмируют человека с высокофункциональным аутизмом.

    Эмоциональное развитие у них достаточное, поэтому они тяжело переживают моменты, когда оказываются не на высоте. Это приводит к депрессиям. Они страдают из-за трудностей на работе, сложностей в построении романтических отношений.

    Как проявляется высокофункциональный аутизм

    • Сенсорная гиперчувствительность. Плохо переносят шум, звуки, столпотворение людей. Существует низкая, средняя и высокая сенсорная гиперчувствительность.
    • Социальная неловкость. Какая улыбка предназначается другу, а какая – понравившейся особе противоположного пола, как громко можно говорить в магазине, а как — на вечеринке, в какой ситуации стоит рассказывать о личных проблемах, а когда нужно держаться официально? Всего этого аутисты не понимают, и каждый раз попадают в неприятные ситуации.
    • Депрессивные расстройства и тревожность. Согласно данным статистики аутисты чаще, чем другие люди страдают от депрессии и тревожности. Ученые не могут пока сказать, случается это из-за особой организации мозговой деятельности или депрессия — следствие отвержения, стрессов, которые испытывают аутисты в повседневной жизни.
    • Трудности самоорганизации. Поставить цель, спланировать работу и сделать расписание таким людям тяжело. Исполнительные функции у них сильно хромают. Им трудно, например, обратить внимание, что заканчивается сахар, и купить его заранее. Поэтому для человека с аутизмом ведение домашнего хозяйства – сложная, порой, невыполнимая задача.
    • Эмоциональная нестабильность. Вопреки расхожему мнению, это очень эмоциональные люди. Они расстраиваются, когда случается неожиданная неприятность и реагируют взрывом эмоций. Высокофункциональные аутисты способны ориентироваться в предсказуемой ситуации. К ней они готовы и действуют разнообразно. А непонятные события вызывают у них панику и растерянность.
    • Неприятие сложных вербальных форм.Справляются с поставленной задачей, но испытывают трудности, пытаясь распознать речевые инструкции. Команда «Выйдите из кабинета и пригласите следующего» для них невыполнима. Они слышат только первую часть «выйдите из кабинета». Естественно, что такая особенность часто порождает проблемы в повседневной жизни.

    Высокофункциональный аутизм по гендерным стереотипам является чисто мужским отклонением, но это не так. Аутические расстройства встречаются и у женщин, но вот диагностирование их затруднено тем, что в социальной ситуации женщины камуфлируют ошибки, используя наблюдение и имитацию. Другими словами, испытывая патологический страх перед неправильным социальным поведением, они способны притворяться нормальными, копируя поведение других людей в той или иной ситуации.

    Как симптомы расстройства выделяют женщин с ВФА среди других женщин

  • Модной и красивой одежде аутистка предпочтет удобную – практичность превыше всего.
  • Не станет тратить время на замысловатую прическу, ограничиваясь простым расчесыванием, и, зачастую, не нуждается в макияже.
  • Может выглядеть эксцентрично, не понимая этого.
  • Голосовые, поведенческие навыки, а также внешний вид больше напоминают детские и не соответствуют реальному возрасту.
  • Невербальные функции гораздо более экспрессивны, чем у мужчин с ВФА.
  • Теряется в осознании собственной личности, беря за образец другие и воспроизводя их поведение.
  • Любимое занятие – уход от реальности в воображаемый мир, включающий в себя погружение в просмотр фильмов, чтение книг, компьютерные игры.
  • Создает для себя правила и неуклонно следует им: дисциплина, повторяющийся порядок действий, систематические привычки.
  • Зона комфорта – дом или любое удобное для контроля место.
  • Интеллектуальные возможности таких женщин

  • Если не диагностирован аутизм или СА (синдром Аспергера) в раннем детстве, то, возможно, девочка с высокофункциональным аутизмом принималась за особо одаренную, но замкнутую и стеснительную. Либо, напротив, могла иметь проблемы с успеваемостью.
  • Часто имеет остров гениальности (компьютеры, изобретения, определенная наука) или выдающийся талант (особенно в сфере искусств – музыка, живопись)
  • Кроме того, девочки, как правило, преуспевают в изучении иностранных языков, литературе, психологии.
  • В приобретении навыков, связанных с особым интересом, является успешной самоучкой.
  • Легко получает блестящее образование, которое всегда сопровождается социальными осложнениями во время учебы.
  • Может быстро и внезапно охладеть к занятию, взывающему сильнейший интерес до этого.
  • Свойственен высокий коэффициент интеллекта, но имеются проблемы с усваиванием информации из-за медленного восприятия.
  • Вербальной информации предпочитает письменную или схематичную.
  • Женщина с высокофункциональным аутизмом эмоционально неискушена, но очень впечатлительна.
  • Самые сильные эмоции для нее – страх и тревожное возбуждение
  • На интимный разговор о чувствах может выйти легче, чем мужчина с ВФА.
  • Возможны частые перепады настроения и нервные срывы, вплоть до маниакально-депрессивного психоза.
  • Крайне чувствительна к медицинским препаратам, иногда оказывающим на нее противоположный эффект.
  • При тревожном расстройстве неосознанно использует зацикленные движения: постукивает пальцами, топает ногой, подергивает волосы и т.п. Восторг проявляется примерно также: активные движения руками, подпрыгивания, хлопанье в ладоши.
  • Чрезвычайно склонна к истерикам, даже при посторонних, из-за эмоциональной перегрузки.
  • Не может мириться с несправедливостью и непониманием, реагируя на них приступом ярости.
  • После срыва может перестать говорить надолго, либо говорит монотонно и осипшим голосом.
  • Социальное общение

  • Часто ее высказывания и поступки не находят правильного понимания у окружающих.
  • Может умышленно казаться грубой и недружелюбной.
  • Как правило, женщина с ВФА исключительно стеснительна и немногословна, но, если тема вызывает острейший интерес, активно включается в разговор, воодушевленно рассказывая о достижениях в этом вопросе.
  • В особо остром или продолжительном социальном общении может истощиться и отключиться от перегрузки.
  • Предпочитает без особо важных причин не выходить из дома.
  • С трудом заводит подруг, т.к. не любит чисто женских занятий и разговоров.
  • Романтическим отношениям предпочитает одиночество, но, если вступает в отношения остается верной им навсегда.
  • В интимных отношениях, из-за сенсорных отклонений, либо получает невероятно острые ощущения, либо фригидна и крайне не любит секс.
  • На симпатичном ей мужчине фиксируется, как на спецобъекте и предпринимает неуклюжие попытки показать свое расположение: может ходить за ним по пятам, не отрываясь смотреть, доставать звонками, недостаточно точно понимая гендерное различие.
  • Таким образом, высокофункциональный аутизм и у мужчин, и у женщин, хоть и считается более легкой разновидностью, имеет свои сложности в адаптационном плане. Он все равно остается аутизмом. Это нужно учитывать близким, учителям и работодателям.

    ПОДЕЛИТЬСЯ ПУБЛИКАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

    zhenskayadolya.ru

    Характеристики женщин с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом

    Женщины с синдромом Аспергера (СА/AS) и высоко функциональным аутизмом (ВФА/HFA) часто обладают уникальным набором характеристик, которые существенно затрудняют диагностику их расстройства. Кроме того, их сильные стороны часто маскируют дефицит других навыков.

    Среди специалистов ведется широкое обсуждение о том, как девушки с СА и ВФА демонстрируют их основные характеристики. Некоторые девушки имеют очевидные социальные трудности, в то время как другие, кажется, имеют отличные навыки, потому что имитируют поведение других людей (зачастую не понимая их). Есть много женщин, которые не получают диагноз, возможно потому, что, по сравнению с мужчинами (а) они имеют довольно хорошие социальные навыки (в частности, при взаимодействии со взрослыми в ситуациях один-на-один), (б) их особые интересы разнообразны, и (в) их клиническая картина иная.

    Еще в детстве характеристики женщины с СА или ВФА показывают ей, что она отличается от своих сверстников. Например:

    1. В связи с имитацией требуемого поведения, она может испытывать проблемы самоидентификации и иметь низкую самооценку.
    2. В связи с наблюдением и анализом социального поведения, стараясь не делать социальных ошибок, она может получить эмоциональное истощение.
    3. Во время стресса в подростковом возрасте она может разработать процедуры и ритуалы по отношению к еде и иметь особый интерес к подсчету калорий и питательных веществ, которые разовьются в признаки расстройства пищевого поведения.
    4. Ее интересы могут отличаться от своих сверстников в плане интенсивности и качества игры.
    5. Она может быть заядлым наблюдателем человеческого поведения и попытаться расшифровать то, что она должна сделать или сказать.
    6. Она может быть чрезвычайно чувствительна к эмоциональной атмосфере на общественном собрании.
    7. Она может быть как хамелеон, меняя образы в зависимости от ситуации.
    8. Весьма вероятно, что она извинится и пойдёт на примирение при совершении социальных ошибок.
    9. Она может слишком хорошо вести себя в школе, потому останется не замеченной в странностях или признана особенной.
    10. Она может быть уязвимой для хулиганов-сверстников, которые пользуются ее социальной незрелостью.
    11. Она может все более осознавать свои социальные сложности, часто бестактность, и, следовательно, предпочитает оставаться на периферии социальной ситуации.
    12. Ей может нравиться жить в мире фантазий и создавать новые образы.
    13. Она может погрузиться в мир природы, иметь интуитивное понимание животных, но не людей.
    14. Она может бояться своего «истинного я» и держать его в тайне, потому что считает себя дефектной, поэтому она почти всегда ведет себя как кто-то другой.
    15. Она может иметь домашнее животное, которое рассматривает как верного друга.
    16. Она может дружить с другой женщиной (с одной, но интенсивно), которая может руководить в социальных ситуациях.
    17. Она может иметь сильное желание собирать и систематизировать свои игрушки (например куклы), но не делиться своими игрушками с друзьями.
    18. Она может иметь отвращение к традиционной концепции женственности.
    19. Она может иметь энциклопедические знания по конкретным темам.
    20. Она может иметь повышенный интерес к чтению и избегать реальность в фантастике.
    21. Она может иметь интерес к древним цивилизациям, чтобы найти эпоху, в которой она будет чувствовать себя как дома.
    22. Она может иметь интерес к другим странам (например Франции), где она будет принята.
    23. Она может идентифицировать себя с вымышленным персонажем (например Гарри Поттер), которого преследуют невзгоды, но он имеет особые способности и друзей.
    24. Она может быть не заинтересована в последних повальных увлечениях среди своих сверстников, чтобы быть «крутой» и популярной.
    25. Она не может идентифицировать себя со сверстниками.
    26. Она не может играть со своими игрушками традиционными способами.
    27. Она, возможно, не хочет играть совместно с другими детьми.
    28. Она может предпочитать негендерные игрушки (например Lego).
    29. Она, возможно, предпочитает играть в одиночестве, тем способом, который ей нравится.
    30. Она, возможно, предпочитает играть с мальчиками, игры которых являются более конструктивными и приключенческими, нежели эмоциональными и разговорными.
    31. Она может страдать от социальных сложностей, быть тихоней и в изоляции в классе или на детской площадке, но дома проявлять другой характер.
    32. Она может разговаривать с мнимыми друзьями или писать фантастику в раннем возрасте.
    33. Она может думать, что ее сверстники играют глупо и скучно.
    34. Она может использовать мнимых друзей, которые могут обеспечить общение, поддержку и комфорт, когда она чувствует себя одинокой.
    35. Она может использовать пассивно-агрессивное поведение, чтобы управлять своей семьей и/или социальным опытом.

    В юности многие (но не все) женщины с СА и ВФА:

    1. Часто извиняются и хотят понравиться другим.
    2. Эксперты по определенным темам.
    3. Решительны.
    4. Честны.
    5. Участвуют в социальной игре во главе своих сверстников, но не инициируют социальных контактов.
    6. Добры.
    7. Не понимаются сверстниками.
    8. В состоянии следовать принятым социальным нормам с задержкой имитации, потому что они наблюдают других людей и копируют их, возможно, это маскирует симптомы СА и ВФА.
    9. Более осведомлены о правилах и чувствуют потребность взаимодействовать социально.
    10. Перфекционистки.
    11. Так успешны в имитации, что попадают в поле зрения терапевта, только когда возникают вторичные расстройства настроения.
    12. Особо одарены в области математики и инженерии.
    13. Очень хороши в искусстве.
    14. Визуально мыслят.
    15. Хорошо принимаются взрослыми людьми.
    16. Становятся мишенью для насмешек.
    17. Не треплются попусту, не говорят бессмысленных комментариев в целях содействия социальной коммуникации.
    18. Наслаждаются одиночеством.
    19. У них более быстрый темп обучения социальным навыкам, чем у юношей.
    20. Имеют одного друга, который руководит ими и обеспечивает безопасность для них.
    21. Особый интерес, скорее всего, будет необычным с точки зрения интенсивности, а не предметности.
    22. Есть трудности с пониманием, что именно кто-то другой может думать или чувствовать.
    23. Есть трудности с обретением друзей.
    24. Есть трудности с управлением чувствами и эмоциями.
    25. Есть трудности с выказыванием симпатии и привязанности, когда другие ожидают этого.
    26. Есть трудности с принятием советов.
    27. Есть трудности с письменной речью.
    28. Имеют чрезвычайно подробно воображаемые миры.
    29. Имеют воображаемых друзей.
    30. Есть особые интересы, которые очень похожи на те, которые у нейротипичных девушек (например животные, куклы, классическая литература), и поэтому не рассматриваются в качестве необычных (специальных).
    31. Их способ мышления классифицируется как «мужской мозг».
    32. Ищут надежных и заслуживающих доверия друзей.
    33. Мимика развита — даже пытаются изображать все характеристики человека, которому пытаются подражать.
    34. Обращают внимание на звуки, которые другие не слышат.
    35. Читают художественную литературу, чтобы понять мысли, чувства и мотивацию других.
    36. Не проявляют большого интереса к моде.
    37. Высказывают свое мнение иногда на грани грубости.
    38. Осознают необходимость в определенных социальных навыках и изучают их.
    39. Пробуют разобраться в ситуации, прежде чем сделать первый шаг.
    40. Используют игру в куклы для воспроизведения и понимания социальных ситуаций.

    Представленный выше материал — перевод текста «Characteristics of Females with Aspergers and High-Functioning Autism» с сайта Марка Хаттона, психолога и тренера по отношениям в семьях с синдромом Аспергера.